(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси (!) люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали, исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг — их главный, их основной мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту это следовало знать тоже. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом. (По Г.Н. Бочарову)

В СМИ часто обсуждается тема безнравственности нашего общества. Можно придти к выводу, что отношение людей к нормам поведения стало неправильным. Соотношение нравственного долга и подвига - это одна из главных проблем предложенного теста. Данная проблема актуальна. Что является внутренним человеческим контролёром? Совесть и нравственный долг - являются главными мотивами тех людей, которые всегда готовы придти на помощь. И это нормальное явление. Позиция Г.Н. Бочарова выражена предельно ясно. С его точки зрения, " важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью". Нельзя не согласиться с автором в том, что "... каждый человек, способен преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее". Я полностью разделяю позицию автора. Для подтверждения своих мыслей могу привести как литературные, так и примеры из личного опыта. Так, в романе Виктора Петровича Астафьева " Печальный детектив" главный герой Леонид Сошнин, оперативный сотрудник милиции, видит массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. У Сошнина обострённое чувство долга, он честен и справедлив. Герой пытается понять, почему люди совершают преступления. Вместе с автором романа мы, читатели задумываемся над вопросом: как люди дошли до такого беспросветного состояния. Отзывчивый и сердобольный Сошнин откликается на любую беду, на любой крик о помощи. Следовательно, этого героя можно считать высоконравственным на мой взгляд, место подвигу есть и в обычной жизни. Часто в газетах и в Интернете можно увидеть просьбы об оказании помощи больным детям. Некоторым требуется пересадка органов, другим крупная денежная сумма на проведение операции. К счастью, среди нас есть добрые, понимающие люди, помогающие материально совершенно бескорыстно. А иногда, находятся и те, которые готовы отдать частичку себя во имя спасения другого. Конечно, чаще всего заявление на пересадку органов подписывают безнадежно больные люди, обреченные на смерть. Но какое нужно иметь мужество, чтобы совершить этот поступок! Итак, данный текст помогает задуматься о выполнении нравственного долга в повседневной жизни. Необходимо, чтобы у каждого человека как можно чаще включался внутренний контролёр-совесть.

313 слов.









(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим кар­точкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба. 
(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана су­ществовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Ели­сеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. 
(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катак­лизмы — стихийные бунты или закономерные революции. 
(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я ре­шил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб. 
(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до ро­дительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии. 
(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику. 
— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать! 
— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть. 
(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь кара­вай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенес такие муки, было мне уже безразлично. 
(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро посте­ли и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку. 
—(22)А кипяток-то с чем?. . (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс? 
(24)Я рассказал им, как было дело. 
— (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарев. 
— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шо­фёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал? 
— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга! 
(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впер­вые обратились к нему с просьбой. 
—(30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть. 
(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого. 
—(33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается. 
(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок. 
(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вло­женное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с ко­торой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июль­ская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной. 
(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара» : покатилась стеклян­ная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб. 
—(41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы рас­порядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хоте­лось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что бо­лезнь вошла в полную силу. 
(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненуж­ный и бесполезный предмет. (По В.А. Солоухину)

В наше время можно часто слышать взаимоисключающие суждения о том, как вели себя люди в годы Великой Отечественной войны. Предложенный для анализа текст В.А. Солоухина посвящен проблеме проявления личностных качеств людей в условиях военного времени. Известный писатель советует своим читателям задуматься над актуальной и для нашего поколения проблемой. Ради своих товарищей шестнадцатилетний студент проявляет самоотверженность, идет в свою деревню за караваем хлеба, но так и не приносит  его, в силу сложившихся обстоятельств, а потом из последних сил сбивает замок с тумбочки Мишки и приказывает голодным подросткам всё сьесть. Позиция писателя предельно ясна. Автор в данном случае находится на стороне своего героя. Солоухин осуждает эгоизм и индивидуализм Мишки Елисеева. Поступок главного персонажа писатель, наоборот, оправдывает тяжелым военным временем. Я полностью разделяю позицию автора. Для подтверждения своих мыслей могу привести литературный пример. Так, в рассказе М.Шолохова "Судьба человека" главный герой попадает в немецкий плен, вместе с другими Советскими солдатами и офицерами. Когда пьяные немцы в честь выхода войск вермахта к Волге, дарят Соколову буханку хлеба и сало, он делит продукты на всех своих товарищей поровну. Несмотря на то, что еды мало и главный герой сам очень голоден, он поступает благородно, делясь последним с ближними. Итак, данный текст помогает нам задуматься над проблемой проявления личностных качеств людей в условиях войн и тяжёлых потрясений. Необходимо усвоить, что несмотря ни на какие катаклизмы, человек должен оставаться человеком и следовать элементарным правилам жизни, корректируя свои поступки и слова внутренним контроллёром - совестью.

236 слов.

 






(1)Что означает слово циник? (2)В «Толковом словаре русского языка » С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой  слово циничный определяется как «бесстыдный», а цинизм – как «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство»(3)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (6)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» - гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово - через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое преступление (или проще - преступление) норм общественной морали называется сквернословием.
(9)Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идет по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст Вас грязью. (11)Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами почувствуете себя по-другому. (12)Неужели Вам сразу же не захочется омыть свое лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи!?
(13)Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. (15)Впрочем, если человек идет в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то еще какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде…
(16)Как считал Д.С.Лихачев, «вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (17)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
 (18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?
(19)Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)Не менее важно - читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
(23)И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовется в окружающем мире? (По Б.Пивоварову)

Бесспорно, современная речевая среда должна противоречить циничному и бесстыдному языковому поведению. Грубые, агрессивные слова, нецензурная лексика - "яркие" приметы нашего времени. Так как же избавиться от блатной лексики в условиях огрубления душ и падения нравственности? Именно над проблемой влияния речевой среды на внутренний мир человека и предлагает читателю задуматься автор текста - протоирей Борис Пивоваров. Автор размышляет о границе между добром и злом и напоминает старинную русскую поговорку о соседстве стыда с совестью. Его позиция предельно ясно выражена: чаще всего человек попирает нормы общественной морали через сквернословие. Борис Пивоваров, являясь  верующим человеком, рассматривает влияние этого порока на человеческую душу. Под воздействием агрессивных, злых слов внутренний мир нормального, адекватного человека изменяется в негативную сторону. Человек, сам не замечая этого, приучается к цинизму и грубости. Я разделяю позицию автора. В наше время происходит нравственный кризис человечества. В стремительно изменяющемся мире появляются абсолютно ненужные, грубые, косноязычные слова - паразиты, засоряющие лексикон современного человека. В литературе, газетах, по телевизору мы сталкиваемся с неправильной речью, постепенно привыкая к ней. На мой взгляд, это неправильно. Необходимо бороться со сленгом, жаргоном и матом, начав в первую очередь с себя. А именно, нужно читать книги(предпочтительно классическую литературу). Это поможет правильно, грамотно, без лишних слов и эмоций выразить свои мысли. Кроме того, стоит быть в курсе новейших сло, а так же запоминать сложные слова и их значения. Общаясь с более взрослым вы сможете показать себя образованным, начитанным и воспитанным, а ведя беседу с младшими, вы подадите хороший пример правильного разговора и красивой речи. Итак, слова человека - хороший показатель его душевного состояния. Каждый человек пытается стать лучше, так почему бы не начать с улучшения своей речи?! 
267 слов.









Алеша вошел в телефонную будку и набрал Славкин номер. Занято…
От нечего делать Алеша стал рассматривать номера, небрежно написанные и нацарапанные на внутренней стене будки.
А вот этот, в стороне от всех, написан аккуратненько. Сам не зная зачем, Алеша вдруг набрал этот чужой номер.
– Слушаю, – вдруг тихим хриплым голосом заговорила телефонная трубка. – Слушаю, кто говорит? 
Еще можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг, но Алеша неожиданно для себя произнес: 
– Это я... 
Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот. Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче. 
– Здравствуй, малыш! Я очень рад, что ты позвонил. Я ждал твоего звонка, малыш... Ты как всегда торопишься, да?.. 
Алеша не знал, что ответить. Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, надо было немедленно сказать ему об этом, извиниться.
– Как дела у тебя в школе? 
– В школе... нормально... – пробормотал Алеша. 
Собеседник, видимо, что-то почувствовал, голос его снова стал таким же хриплым.
– Ты, наверное, сейчас в бассейн? Или в студию? Бежишь, да? Ну, беги! Спасибо, что позвонил. Я ведь каждый день жду, ты же знаешь.
Весь следующий день Алеша думал о человеке, который очень ждал звонка какого-то «малыша».
И Алеша решил позвонить еще раз, чтобы извиниться.
Трубку сняли сразу. 
– Здравствуй, малыш! Спасибо, что не забываешь деда! Может, зайдешь как-нибудь? Ты знаешь, я ведь почти не выхожу… Раны мои, будь они неладны!
– Раны?.. – ужаснулся Алеша. 
– Я ж тебе рассказывал, малыш. Ты, правда, совсем еще крохой был, позабыл все, наверное? Меня ранили, когда я еще на «Ильюхе-горбатом» летал. Да ты вот позвонил, и мне легче. Мне совсем хорошо. 
Алеша вдруг понял, что он просто не может сказать этому старому, израненному в боях человеку, что тот говорит с обманщиком.
Вечером Алеша как бы случайно, вскользь спросил у отца: 
– Папа, а что такое «Ильюха-горбатый»? 
– «Ильюха-горбатый»? Это самолет такой был в годы войны - штурмовик Ил-2. Немцы его страшно боялись, называли «черной смертью».
– А если бы мой дедушка не погиб на войне, мы бы часто ходили к нему? 
Отец сжал руку Алеши.
– Если бы только мой отец был жив... 
Он ничего больше не сказал, большой и сильный человек. И Алеша подумал, что ведь мог погибнуть и дед этого неизвестного «малыша». Но «малышу» удивительно, просто невероятно в жизни повезло! 
И просто необходимо позвонить тому человеку. 
Голос старика был почти веселым. 
– Ну теперь каждый день праздник! Как дела, малыш? 
– Нормально! – неожиданно для себя ответил Алеша. – А ты-то как, расскажи, пожалуйста. 
Старик очень удивился. Видно, не привык, чтобы его делами кто-то интересовался. 
– Да у меня все по-прежнему. Дела-то стариковские. 
– А ты видел в войну танки? 
– Танки? Я их с воздуха прикрывал. Эх, малыш, было однажды... 
Хрипловатый голос старика стал звонким, молодым и веселым, и стало казаться, что не пожилой человек сидит в пустой стариковской квартире, а боевой летчик управляет своим грозным самолетом. И бой вокруг, на земле и в небе. И далеко внизу идет на врага крохотный, как букашка, танк. И только он, пилот грозного «Ильюхи-горбатого», еще может спасти эту малявку от прямого попадания... 
Дядя Володя, сосед Алешки с девятого этажа, работал в милиции. Придя к нему вечером, Алеша сбивчиво рассказал все, и на следующий день сосед принес Алеше маленькую бумажку с адресом и фамилией.
Жил старый летчик не очень далеко, остановок шесть на автобусе. Когда Алеша подошел к его дому, он задумался. Ведь старый летчик-то до сих пор думает, что каждый день разговаривает со своим внуком. Может быть, узнав правду, он даже разговаривать не захочет!.. Надо, наверное, сначала хотя бы предупредить… 
Алеша зашел в телефонную будку и набрал номер. 
– Это ты?.. – услышал мальчишка в трубке уже знакомый голос. – Я сразу понял, что это ты… Ты звонишь из того автомата, что внизу?.. Поднимайся, я открыл дверь. Будем знакомиться, внук…
(Георгиев Сергей Георгиевич)

После Великой Отечественной войны прошло много лет. большинство ветеранов и свидетелей тех страшных событий уже ушли из жизни. Тем е менее, мы не должны забывать людей, защищавших нашу Родину. Ведь если бы не их упорство, смелость и терпение - возможно, нас бы и не было на этом свете. В предложенном тексте Георгиев Сергей Георгиевич предлагает задуматься об отношении нынешнего поколения к ветеранам ВОВ. Данная проблема очень актуальна и важна. Участники той войны сражались с врагом во имя будущих поколений. каждый должен помнить о тех событиях и осознавать что наше поколение находится в долгу у этих людей. Вернуть этот долг можно с помощью внимания, доброго отношения и уважения. Писатель рассказывает о телефонном разговоре мальчика и незнакомого лётчика - ветерана. Старик ждал звонка внука, видимо, давно не звонившего ему. Услышав голос незнакомого мальчика, ветеран был очень рад этому звонку. Одинокому пожилому человеку было приятно внимание Алёши " Ну, теперь у меня каждый день праздник," - говорил он. Автор делает особый акцент на то, что какая-то мелочь - телефонный звонок и один вопрос: " А ты-то как, расскажи, пожалуйста" - поднимает настроение бывшего лётчика. Чем старше становится человек, тем больше он ценит внимание и заботу. В этом с автором текста я полностью согласен. Очень важно, чтобы современное поколение осознавало ценность общения с участниками событий тех лет. Это поможет нам узнать о нашей истории не из учебников, а из уст очевидцев. А представители старшего поколения смогут почувствовать себя нужными. Для подтверждения своих мыслей могу привести пример из личного опыта. Пару лет назад перед 9 Мая мне довелось навещать ветерана Великой Отечественной войны. Небольшой подарок и цветы обрадовали старушку. К счастью, сейчас к каждому ветерану нашего города прикреплён класс, который обязан навещать и поздравлять его с праздниками. Но, к сожалению, не все относятся с уважением к подвигу наших предков. Правительство нашей страны обещало обеспечить всех ветеранов к 2010 году автомобилями, а к 2012 году новым, комфортным жильём. На деле эти обещания остались на бумаге. По-моему, это глубочайшее неуважение к героям. Мы живём в богатейшей стране мира и не можем сделать жизнь своих героев чуть лучше, и это по крайней мере неправильно. Надеюсь, что люди, заставляющие жить наших ветеранов в нищете одумаются и выполнят свои обещания. Итак, пожилые люди очень нуждаются во внимании своих детей, внуков и правнуков. мы не должны забывать подвиг героев Великой Отечественной войны. Хорошо бы, чтобы это стало правилом для нашего поколения.
390 слов.